Полковник запаса Александр Викторович Наумов один из немногих, кто был свидетелем и участником трагических событий Чернобыльской катастрофы с первых ее дней. Тогда еще капитан милиции, Наумов собственными глазами наблюдал за разрушенным реактором ЧАЭС после пожара и помогал эвакуировать людей из Припяти. Он один из тех, кто может рассказать про трагедию на четвертом энергоблоке ЧАЭС все. Его лицо, кстати, использовали для создания одного из персонажей популярной компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. Легенда Зоны отчуждения - Наумов рассказал "ГолосUA" о первых днях катастрофы…
- Для меня Чернобыль начался на год раньше. В апреле 1985 года у меня должен был быть плановый отпуск, но вдруг сообщили, что приезжает московская проверка, и мы будем играть в "гражданскую оборону". Сказали, что будет выезд в загородный командный пункт, причем никто не знал, где он находится, где будет разыграна сцена ядерного удара. Проверяющий нам рассказывал, что произошла авария на АЭС "Три-Майл Айленд" где-то в Штатах, был выброс радиации, но он ушел в "стакан" находившийся под ним. Нам говорили, что такое может произойти только у "гадов капиталистов", а "на наших, самых надежных станциях в мире такого быть не может!"
После разгрузки первых трех автобусов мундиры уже "звенели"
- И вот, настало время "Ч": раздался звонок дежурного, который сообщил о тревоге и подчеркнул, что она не учебная. Спрашиваю, мол, что произошло? - он отвечает: "Горит где-то, какая-то АЭС, но где - никто не знает". Я был исполняющим обязанности заместителя начальника линейного отдела внутренних дел на ж/д станции "Киев-пассажирский". Прибыв на вокзал, ничего особого не увидел. Но уже под утро прибыла колона из трех автобусов, сказали из Припяти. Там, кстати, была отключена телефонная связь, чтобы люди не распространяли слухи. Где находится этот город в столичной области, представлял с трудом. Но никак не связывал его с мирным атомом. В автобусах, в основном, были женщины и дети. От них получили подтверждение: да, там возник пожар, есть разрушения. На место аварии прибывают пожарные караулы со всей Киевской области.
Мы помогали автобусы разгружать. Людей разместили в комнате матери и ребенка и немного "подвинули" иностранных гостей. Оказалось, что у многих припятчан нет денег даже на билет. Где-то как-то решили разместить этих людей в гостинице "Лыбидь" и "Экспресс". Потом приехали дозиметристы из солидного НИИ, померяли дежурку, сказали, что там грязь. Я думаю, какая грязь? - там всегда грязно! Говорят, что вы "звените". Что значит "звените"? Оказывается, проверили наши мундиры, а они радиационные уже. Спрашивают нас: "Вы там, что, были?" А мы говорим, что только вещи переносили. Посоветовали все помыть и переодеться.
Химические костюмы от радиации не защищали, но начальнику на душе было легче
- 27 апреля я прибыл на работу. Начальник отдела сразу же протянул мне записку-указание, полученное по телетайпу. Там было написано, что майор такой-то и с ним столько-то человек должны прибыть в Припять, на станцию Янов для охраны общественного порядка. Я спрашиваю: "А где замначальника отделения?" Доложили, что у него заболели почки, и он уже лежит в госпитале. Спрашиваю: "Я еду?" Говорят, - можешь даже и не сомневаться.
Короче, дали 2 часа на подготовку. Приехал к жене, сообщил, что уезжаю в Тетерев. Она молча протянула мне деньги и попросила подумать о том, что у нас растет дочь. Обмануть жену не удалось… Нас загрузили в УАЗ. Дали противогазы и резиновые костюмы - все одного размера.
Таблетки спасли щитовидку
Чем ближе подъезжали к Чернобылю, тем выше и выше поднималась стрелка дозиметра. Когда ехали через Дымер и Иванков увидели, что все готовятся к Первомаю: красят бордюры, заборы, лозунги пишут. На подъезде к Чернобылю было огромное количество всевозможных спецмашин и химвойск. Много людей в фуражках и никто не знает, где находится райотдел милиции. Когда нашли, инструктаж был такой: "Все уже закончилось. Ничего страшного нет. Самое главное - не пейте водку, так как от нее расширяются поры и туда попадает пыль". Когда спросил про респираторы, нам сказали, что есть три штуки и добавили, что этого, наверное, хватит. Дали нам показатели фоновых значений. По формуле подсчитали, что там можно находиться 3-4 часа.