НУЖЕН ЛИ УКРАИНСКИЙ ВОЕННЫЙ (МЕДИЦИНСКИЙ) РЕГИСТР?
№ 27 (40) 8 - 14 июля 1995
Автор: Лев ЗНАМЕНСКИЙ
Всем памятны кадры из теленовостей, когда последствия аварии на Чернобыльской АЭС на особо опасных для жизни и здоровья участках ликвидировали мальчики - солдаты и курсанты. А ведь многие из них уже ушли из жизни, так и не получив статуса участника ликвидации последствий аварии (ЛПА) на ЧАЭС. Представьте себе состояние матери, которая и сына лишилась, и помощи от государства. Да и оставшимся в живых зачастую сложно подтвердить свое участие в ЛПА - либо нет записей в служебных документах и архивах, либо из-за утраты здоровья нет сил обойти все бюрократические круги. В то же время у нас большое количество "лжеликвидаторов", которые успешно оформили себе инвалидность.
Во многом это связано с несовершенством нормативной чернобыльской базы.
Для большинства чернобыльцев, особенно в сельской местности, медицинская помощь практически недоступна из-за высокой цены и удаленности от пострадавшего. Районные больницы влачат жалкое существование, так как на лечение одного больного средств из госбюджета-95 выделено всего 200 тыс. крб., в то время, когда койко-место за один день по минимуму обходится в 1,5 млн. крб.
Несколько лучше обстоят дела в ведомственных больницах и лечебных учреждениях областей и Киева, однако "резервисты" не пользуются правом медицинского обслуживания в ведомственных больницах и поликлиниках.
Тем временем общая заболеваемость военных чернобыльцев по сравнению с 1987 годом увеличилась в 2-2,5 раза. А по таким, как злокачественные образования (в том числе лейкозы), - в 12 раз, нерно-психической патологии - в 7 раз, сердечно-сосудистой патологии и желудочно-кишечного тракта -в 5 раз. Эндокринная патология в 3 раза чаще выявляется в 1994 году, чем в 1987. Приближается второй пик лейкозов, первый был в 1990 году.
Если в 1987 году среди военных, прошедших медицинский осмотр, здоровыми были признаны более 70%, то в 1994 году эта категория людей снизилась до 18,1%. Отмечается общее старение организма. У офицеров средних возрастных групп (40-45 лет) набор болезней составляет 8-11 диагнозов на каждого. Психолого-психиатрический портрет этих военнослужащих соответствует 70-75-летнему возрасту.
Возникает проблема снижения профессионального, в том числе оперативного, долголетия. Так, например, среди вертолетчиков, а это элитное подразделение, прошедшее Афганистан, к 1990 году 14% было списано с летной работы по нервно-психической органической патологии.
Смертность внутри группы военных-чернобыльцев с 1987 года увеличилась в 4 раза, а в сравнении с гражданскими - в 6 раз. На первом месте среди причин смерти оказались травмы и самоубийства (средний возраст 36,5 лет). На втором месте среди причин смерти - сердечно-сосудистая патология, в структуре которой заметно увеличилась доля мозговой сосудистой патологии, инсульты и др. (средний возраст 46 лет), на третьем месте - злокачественные новообразования. Таким образом, из жизни уходят в работоспособном возрасте люди, которые при поступлении на службу (т.е. до аварии) прошли жесткий военно-медицинский и психофизиологический отбор (особенно летний состав Вооруженных Сил и оперативный состав МВД-СБУ) и были практически здоровыми.
Актуальной является проблема скрытой инвалидности, когда сотрудники диссимулируют (скрывают) имеющиеся у них заболевания, не получают адекватной медицинской помощи. Это связано с тем, что они боятся быть уволенными, не имея достаточной выслуги лет для начисления военной пенсии. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что даже при наличии дозиметрических и медицинских оснований нет гарантии в получении хотя бы третьей группы инвалидности (а значит, и соответствующей пенсии). Они увольняются со службы без средств к существованию. Специальные медицинские комиссии находятся в подчинении Минздрава Украины. Поэтому многие пытаются оформлять инвалидность нелегально. Кстати, стоимость нелегального оформления инвалидности достигает уже 800 долларов США.
Психиатры системы МВД и военно-медицинской академии им.С.Кирова еще в 1987 году предупреждали о грядущей нервно-психической инвалидизации, однако не были услышаны. Слишком долго медицинские чиновники, облеченные властными полномочиями, убеждали себя и всех, что проблемы чернобыльцев возникают только от пресловутого "радиофобного синдрома". Проходившая недавно Международная конференция психиатров подтвердила, что у чернобыльцев не только (и не столько) радиофобия, но и необратимые изменения в центральной нервной системе. Но ведь уже 9 лет никто не оказывал пострадавшим адекватной помощи, а происходящие болезненные процессы в центральной нервной системе хоть и имеют необратимый характер, но их можно было замедлить при своевременном лечении.
И чтобы ошибки чиновничьей братии не покрывала земля, необходимо рассекретить данные научно-медицинских исследований и военно-медицинских технологий, которые успешно применялись для лечения экологозависимых (в том числе "чернобыльских") расстройств - считает вице-президент общественной организации "Союз "Чернобыль" Украины" кандидат медицинских наук подполковник Анатолий Сергиенко.
- Мне, - говорит он, - довелось участвовать в разработке и клинических испытаниях медицинских препаратов и приборов, управляющих сознанием людей (проблема №9 союзного значения, утвержденная постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №700-215сс). Оказалось, что эти препараты прекрасно себя зарекомендовали при лечении стойких депрессивных расстройств с риском самоубийств, характерных для "афганцев" и "чернобыльцев", в то время, когда традиционные антидепрессанты на помогали и даже ухудшали состояние пациентов. А пока наблюдается парадокс - глава "белого братства" Ю.Кривоногов (бывший сотрудник Института кибернетики им.академика Глушкова) знает эти методики и применял их в преступных целях, а практическим врачам такие методы неведомы.
Но, оказывается, еще недостаточно создать центр переподготовки и повышения квалификации военных медиков по всем проблемам радиационной медицины, так как медицинские проблемы тесно связаны и усугубляются социальными и организационными проблемами. Нужна твердая законодательная база. Действие нынешних статей Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" носит необязательный характер. Статьи закона приостанавливаются или подчиняются принятием других законов Украины, подзаконных актов или ведомственных приказов. Прекратили работу ведомственные экспертные советы, их функции возложены на военно-врачебные комиссии (ВВК). Однако ВВК принимают документы только у военнослужащих и сотрудников, которые увольняются со службы. Приостановлена деятельность межведомственных экспертных советов, а тысячи дел "ликвидаторов" ожидают своего рассмотрения. Люди часто умирают, не дождавшись решения. Не выплачиваются страховые суммы при установлении причинной связи болезней или инвалидности с работами на ЧАЭС (соответственно статьи №№29 и 23 Законов Украины "О государственной безопасности", "О милиции" и др.), обязательных к исполнению согласно постановлениям Кабинета министров Украины №59-91г, №588-91г и №627-92г.
Не реализуется закон в отношении юношей, имеющих статус пострадавших и призываемых на действительную военную службу.
Эта категория молодых людей уже достигла брачного возраста и для них становится актуальной проблема детей, когда они скрывают свою причастность к пострадавшим, чтобы не было дискриминации при их вступлении в брак, приеме на работу или учебу.
Много проблем с военнослужащими и их семьями, живущими на контролируемых территориях (погранвойска, органы и войска СБУ, Госкомтаможня и др.). Ведомственные приказы необходимо привести в соответствие с постановлением Кабинета министров Украины №393 от 17 ноября 1992 года.
О технологии поощрений чернобыльцев, жилье, выплате компенсационных сумм и др. говорить не приходится. Это брешь в законодательстве.
В связи с этим общественная организация "Союз "Чернобыль" Украины" направила в Верховный Совет Украины, администрацию Президента Украины и Кабинет министров предложения по изменению законодательных и подзаконных актов, касающихся пенсионного обеспечения военнослужащих и социально-правового статуса военнослужащих, которые призывались на ЛПА на ЧАЭС из запаса.
Стыдно констатировать то, что до сих пор неизвестно точное количество участников ЛПА на ЧАЭС, не принят единый стандарт обследования и лечения пострадавших. В течение трех лет "Союз "Чернобыль" Украины" безуспешно добивается создания компактной и недорогой информационной системы по военным чернобыльцам - Украинский военный регистр, аналогичной японскому Регистру на 70 тысяч "хибакуся".
Это небольшое аналитико-прогностическое подразделение без властных и контрольных функций, при котором планируется функционирование централизованной военной МСЭК.
Для унификации мероприятий по социально-правовой и медицинской защите военных чернобыльцев требуется принятие специального постановления Кабинета министров Украины. В Киеве 1 июля 1995 года была проведена Первая Всеукраинская конференция военных ветеранов Чернобыля, одной из задач которой являлось оказание помощи в подготовке проекта такого постановления.
Хотя военные чернобыльцы и не участвуют в акциях протеста и пикетированиях - это не значит, что у них все благополучно. И если у служащих силовых ведомств подрывается доверие к государственным органам, то они могут перейти на другую сторону баррикад, как это произошло с "афганцами", которые по вине чиновников превратились в изгоев. К сожалению, уже и чернобыльцы переходят в криминальные структуры.
Так нужен ли Украинский военный регистр?