28-го января прошел видео-мост Москва - Киев. Тема обсуждения "Чернобыль: человеческий фактор в техногенных катастрофах". Информационным поводом москвичи выбрали дату 30 января 1973 года, когда было принято решение Минэнерго СССР "О вводе в действие первого энергоблока ЧАЭС".
Участники видео моста с московской стороны:
- Александр Боровой - профессор Российского научного центра "Курчатовский институт", эксперт МАГАТЭ по радиационным авариям;
- Ярослав Штромбах - первый заместитель директора по научной работе по направлению атомная энергетика и перспективные энергетические технологии РНЦ "Курчатовский институт";
- Виктор Сидоренко - советник дирекции РНЦ "Курчатовский институт.
С украинской стороны:
- Александр Наумов - заслуженный журналист Украины, автор многочисленных статей про аварию на ЧАЭС, полковник милиции в отставке, советник МОО "Центр ПРИПЯТЬ ком.";
- Георгий Ибраимов - в 1987-1993 г.г. зав. отделом сбора и обработки информации экспедиции института им. Курчатова (г. Москва);
- Наталья Барановская - доктор исторических наук, автор ряда научных книг, составитель сборников "Чернобыльская трагедия. Документы и материалы", "Чернобыль: проблемы здоровья и населения", "Україна - Чорнобиль - світ" (1999), "Об'єкт "Укриття": проблеми, події, люди" (2000) и др.;
- Александр Сирота - вице президент МОО "Центр ПРИПЯТЬ ком.", журналист, главный редактор сайта города Припять;
- Валентин Купный - начальник объекта "Укрытие" с 1995-по 2002 год;
- Олег Бондаренко - доктор биологических наук, член Национальной комиссии по радиационной защите населения, в прошлом директор Госспециализированного научно-производственного предприятия "Чернобыльский радиоэкологический центр".
Начало дискуссии положили москвичи. Из их выступлений хочется отметить мнение, высказанное Александром Боровым о системных ошибках, приведших к Чернобыльской катастрофе. А именно: отсутствие должного опыта управления реакторами РБМК; передача управление АЭС из министерства среднего машиностроения в недавно созданное министерство атомной энергетики и не возможность сказать вышестоящему начальству нет, если ты аргументировано не согласен с его приказом. Как сказал Александр Боровой: "производственная дисциплина проиграла желанию сделать начальству приятное".
Когда слово было передано в украинскую студию, первой решила дать разъяснение по дате - 30 января 1973 года, к которой был приурочен видео мост, Наталья Барановская.
Оказывается, что решение от 30 января 1973 года звучит несколько иначе и на него есть ссылка в другом решении Минэнерго СССР от 3 марта 1973 года. В частности в нем дается поручение директору Чернобыльской АЭС Брюханову В.П. обеспечить пуск первого энергоблока ЧАЭС в 1975 году, в соответствии с решением Минэнерго СССР от 30 января 1973 года "О вводе в действие первого энергоблока ЧАЭС в 1975 году".
В московской студии это пояснили тем, что важен момент принятия решения, а не сам факт ввода в действие, поэтому и выбрали эту дату.
Так как данный видео мост проходил в рамках программы "Осторожно история", а история любит точные цифры, и чтобы не было двояких толкования и было сделано Натальей Барановской это уточнение.
Иначе информационный повод можно истолковать и так: "По сообщению РИА новости первый блок Чернобыльской АЭС введен в действие 30 января 1973 года, в соответствии с решением Минэнерго СССР"
Ею были также поставлены вопросы о правомерности игнорирования специалистами Института Курчатова альтернативных точек зрения на причины аварии и сформировавшейся на этом фоне монополии на истину; о невозможности поиска документов об аварии в Президентском архиве РФ исследователю из Украины. Были также названы цифры, характеризующие последствия аварии - площадь загрязненных территорий, количество пострадавших, состояние их здоровья, а также указано количество людей, которые прошли через чернобыльскую зону в ходе попыток ликвидации последствий аварии - 600 тыс. человек.
После восстановления исторической точности слово взял Валентин Купный и продолжил дискуссию. Говоря об осознании случившегося в ночь на 26 апреля он заметил, что днем 26 апреля многие из руководителей Союзатомэнерго, не говоря уже о некоторых руководителях станции, не верили в масштабы катастрофы. Даже, когда им говорили, что графит лежит на площадке: "Этого не может быть, потому что не может быть".
Подбор кадров на атомной станции со временем ухудшился. "В атомной энергетике я с 1963 года и помню, как меня отбирали для работы на Белоярскую АЭС. Могу сравнить, с тем как подбирали людей потом - небо и земля. После Чернобыля требования вновь ужесточились, но, к сожалению, сейчас идет снижение требовательности к квалификации набираемого на АЭС персонала, как в Украине, так и в России", - отметил Валентин Купный.
Александр Наумов, работавший на момент аварии заместителем начальника линейной милиции станции Киев-пассажирский, привел несколько фактов иллюстрирующих общую не информированность об аварии. Ночью, когда их подняли по тревоге, то объявили о пожаре на атомной станции где-то в киевской области. Информация об опасности и последствии случившегося длительное время не было.
Александр Боровой отметил, что в РНЦ "Курчатовский институт" собран буквально весь материл по ликвидации последствий аварии и его лаборатория пытается создать базу по научно-техническим данным, которые были получены за всё время работы сотрудников института на ликвидации аварии.
О необходимости сохранения города Припять, как города-музея, говорил Александр Сирота. Организация "Центр Припять.ком" делает для этого все возможное и не возможное, стараясь привлечь к этому все общее внимание. Если ничего не сделать в этом направлении, то лет через 20 город исчезнет, объект "Укрытие" спрячут под "Аркой" и о трагедии 1986 года забудут совсем.
Георгий Ибрагимов сказал, что во время работы в Комплексной экспедиции, информация о разрушенном блоке добывалась на грани фола, но нельзя было проявлять "героизм". Важно было не только добыть ценную информацию, но и вернуться домой живым.
Говоря об положительных уроках Чернобыля, Олег Бондаренко отметил, что после Чернобыля весь мир находится в поисках более безопасных решений развития атомной энергетики. Положительным моментом аварии, Олег Бондаренко считает пережитый мощнейший шок, который не позволит в будущем допустить что-либо подобное.
В целом дискуссия получилась интересной, полезной и показала, что такие видео мосты имеют право быть и имеет смысл их продолжить. Обсуждение причин последствий Чернобыльской трагедии и её последствий, послужит благородному делу извлечения необходимых уроков и сохранения Памяти о ней.
И я считаю, что об этом необходимо говорить и вспоминать не только 26 апреля. Для этого не стоит искать информационный повод.
Александр Купный.