Леонид ФРОСЕВИЧ "ВЕДОМОСТИ"
Деревья растут... на крышах домов
В Припяти уже начали рушиться многоэтажки
Накануне очередной годовщины аварии на ЧАЭС корреспондент "ВЕДОМОСТЕЙ" побывал в Чернобыльской зоне.
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ АВАРИИ
Когда журналисты приезжают в Чернобыльскую зону, то обычно открывают репортерские блокноты и расчехляют фототехнику уже при въезде - на известном КПП "Дитятки", где скрупулезно начинают фиксировать даже мельчайшие детали и подробности, в том числе и о том, как исправно несут службу ребята из батальона милиции. Именно здесь ты словно ощущаешь первые удары "пульса" обожженной радиацией земли, "перевариваешь" в памяти услышанное - скудные новости о случайно "заблудившихся" на лесных тропинках соотечественниках, банальные сведения о дозиметрическом контроле и даже ненавязчивые слухи о появившихся "красных волках" (смесь собаки и волка), разные небылицы о большущих сомах в реках и диковинных кабанах
Впрочем, а это ли главное? Может, сюда надо приехать, чтобы возложить цветы к памятнику пожарным, молча постоять возле Колокола скорби? Кстати, в Чернобыле, на территории Свято-Иллинского храма, рядом с Колоколом скорби, есть табличка с надписью:
"Зупинися i схили голову. Перед тобою - древлянська земля iз смутком ядерної катастрофи. Перед народом, який жив тут вiками i як пiсок розсипався по всьому свiту. Боже, допоможи нам, грiшним, здолати цю бiду!"
Мы помним эту беду. 26 апреля 1986 года, в 1 час 25 минут взорвался 4-й энергоблок ЧАЭС. Мирная энергия превратилась в энергию зла и страшного разрушения. Это особенно видно на примере Припяти - некогда славного атомограда с населением 49 400 человек, который, как трубили советские газеты, "уверенно шагает в будущее".
И куда же привела эта, казалось бы, счастливая поступь? К пропасти, забвению. 49 400 бывших горожан рассыпались по всем уголкам страны. Кажется, что сегодня в Припяти словно включен вечный автоответчик, бесконечно прокручивающий одну и ту же странную запись: "Вас приветствует... умирающий город
Приветствует... кустами разросшегося на городских площадях и улицах шиповника, а еще - березками, прорвавшими асфальтовое покрытие, а еще - проникновенными граффити на стенах домов, выполненными туристами, а еще - кое-где сохранившейся атрибутикой советских времен.
ШКОЛА КАК ПОСЛЕ БОМБЕЖКИ
Ликвидатор аварии на ЧАЭС, полковник милиции Александр Наумов не понаслышке знает, как умирает город. Он часто наведывается в Припять и каждый раз подмечает нечто новое, укладывающееся в категорию "печальные наблюдения".
- Я в деталях вижу, как умирает город, - произносит Александр Наумов. - Умирает как солдат. Рушится. Он уже себя не может защитить. Бессилен, обречен. Ну а люди... Они приходят и добивают его. К тому же беспощадной стеной на город наваливается лес, уничтожает целые кварталы. Деревья уже растут на крышах домов и даже внутри квартир.